Переходим к вопросам, связанным с раскрытием в учётной политике информации о расходах компании. Основное место будет уделено, естественно, расходам по основной деятельности, но и иные затраты тоже вниманием не будут обделены.
Первый момент, который нас интересует – это выбор балансового счёта, на котором будут учитываться затраты по основной деятельности. Для чего создавать таковой выбор? Разве в Плане счетов нет необходимых счетов? Имеется, сколько угодно – целый разделение III, который так и именуется, «Затраты производства». И компания со трудным производственным процессом, связанным с разграничением функций по определённым направлениям деятельности, может задействовать все балансовые счета, приведённые в указанном разделении. Ну, в случае если компания маленькая? Этакая маленькая производственная компания, которая, скажем, печатает стикеры, календари, листовки. Точное выделение различного рода внутренних обособленных центров происхождения расходов у неё отсутствует, и все работники, включая управление, в одинаковой стадии вовлечены в производственный процесс. Для чего таковой компании необходимы балансовые счета 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные и» Общехозяйственные 26 «расходы », в случае если председатель совета директоров сам самолично ремонтирует станок, а его помощник на этом станке иногда работает? Получается, что очень и не необходимы. Пункт 6 разделения II ПБУ 1/2008 настоятельно рекомендует новости бухучёт, исходя из условий хозяйствования и степени компании, другими словами рационально. А что в этом случае рационально? Уменьшение лишних счетов учёта расходов, оставив на все случаи жизни лишь один - балансовый счёт 20 «Главное производство». Куда уж рациональнее… А вот средним и большим компаниям, напротив, таковой подход не годится. У них рациональность будет заключаться в большой детализации и обособлении обособленных учётных процессов на особых балансовых счетах. Соответственно, в своих учётных политиках компании должны будут отметить один из вышерассмотренных вариантов – либо счёт 20 на все случаи жизни, либо тот набор, который установлен в Плане счетов.
А что делать торговым компаниям? То же самое, лишь у них вместо счёта 20 будет фигурировать балансовый счёт 44 «Затраты на продажу». Ну и, естественно, из иных счетов учёта расходов они могут вычленить лишь счёт 26.
Возвратимся опять к производственным компаниям. Те из них, кто имеет в своей структуре подразделения, исполняющие работы вспомогательного характера для обслуживания производственного процесса, вправе предусмотреть один из двух вариантов накапливания таких затрат на балансовом счёте 23 «Вспомогательные производства» - или прямо на указанном счёте, или заблаговременно собирая их на балансовом счёте 25 «Общепроизводственные затраты». Как тут вернее поступить? Тут, на мой взор, следует исходить из того, как структурированы у компании вспомогательные службы. Если они вычленены в качестве относительно обособленных структурных подразделений (цехов, территориально удалённых производств и т.п.), другими словами в тех случаях, когда затраты таких производств довольно легко отмечать, не занимаясь трудными аналитическими расчётами, то свыше эргономичным представляется собирать такие затраты на счёте 23 в разрезе таких подразделений. В случае если же у компании вспомогательные производства не вычленены, а их функции выполняются на базе основного производства, с применением тех же производственных мощностей и персонала, то при таких обстоятельствах рациональнее потребить счёт 25. Конечно, это притязание не является абсолютом, но тем не менее нужно при формировании учётной политики силиться не через чур усложнять учёт без насущной потребности.
Употребительно к вспомогательному производству, в случае если затраты по нему обособляются на счёте 23, кроме того нужно отметить способ распределения его расходов на себестоимость продукции между её определёнными видами (в тех случаях, когда компания калькулирует себестоимость определённого вида продукции). Способы выбора базы распределения общеизвестны. Это:
- прямые затраты;
- зарплата основного персонала;
- цена основных материалов;
- затраты на обслуживание автомобилей и оборудования;
- количество часов работы оборудования (станко-часов).
При выборе базы распределения вспомогательных затрат очень нужно, чтобы она была аналогична той, что употребляется при распределении общепроизводственных затрат. В случае если такое соотношение не будет достигнуто, то окажется, что себестоимость продукции формируется некорректно. Однако следует придерживаться в этом случае общего подхода. Не забудем про «принцип рациональности».
Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике"
No comments:
Post a Comment